Yury Favorin © 2020
Юрий Фаворин
официальный сайт
Пресса 2010
Статьи
Дирижер Артем Маркин рассказал в интервью Владимирскому информационному порталу «ВИП
новости 33» об уникальном проекте «Квартет роялей» и сотрудничестве с Юрием Фавориным.
На
днях
руководитель
Владимирского
губернаторского
симфонического
оркестра
Артем
Маркин
вернулся
из
Азербайджана,
где
в
качестве
дирижера
принял
участие
в
уникальном
проекте
пианиста
Александра
Гиндина «Квартет роялей».
В
рамках
гастролей
квартет
выступил
в
Баку
на
фестивале,
посвященном
125-летию
композитора,
основателя
азербайджанской
профессиональной
музыки
Узеира
Гаджибекова.
Четыре
пианиста
-
Александр
Гиндин,
Сергей
Кудряков,
Юрий
Фаворин
(Россия)
и
Дэвид
Лайвли
(США)
исполнили
под
управлением
Артема
Маркина
музыку
из
одноактного
балета
«Игры»
Клода
Дебюсси,
знаменитое
«Болеро» Мориса Равеля, квартет Карла Черни и увертюру из оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер».
Мы решили расспросить Артема Маркина о том, как прошли концерты.
- Для начала поясните, что представляет собой «Квартет роялей»?
-
С
одной
стороны
игра
в
четыре
рояля
–
это
традиционная
форма
исполнительства.
Еще
в
19
веке
ученик
Бетховена
Карл
Черни
писал
для
такого
состава.
Но
с
другой
стороны
сейчас
эту
форму
можно
считать
вполне
новаторской,
потому
как
репертуар
для
нескольких
фортепиано
–
очень
редко
исполняемый.
Знаю,
что
в
Америке
есть
несколько
составов,
в
Голландии.
Но
в
России
наш
проект
–
единственный
в
своем
роде.
Между
тем
совместное
звучание
четырех
роялей
очень
необычно.
Справедливо
считается,
что
фортепиано
способно
заменить
оркестр,
так
как
соединяет
в
себе
массу
тембров
и
при
соответствующем
мастерстве
пианист способен передать оркестровые краски. А четыре рояля – это целых четыре оркестра.
- Каким образом вы попали в Баку на фестиваль?
-
Все
очень
просто.
Дело
в
том,
что
менеджер
Назакет
Касимова,
которая
занималась
организацией
наших
предыдущих
концертов
в
Турции,
азербайджанка.
И,
вот
когда
в
Баку
решили
организовать
фестиваль,
посвященный
празднованию
125-летнего
юбилея
композитора,
основателя
азербайджанской
профессиональной
музыки
Узеира
Гаджибекова,
она
связалась
с
нами
и
предложила
принять
в
нем
участие.
-
Как
показали
себя
новые
участники
квартета,
ведь,
насколько
я
знаю,
в
Турции
вы
играли
в
другом
составе?
-
Начнем
с
того,
что
Александр
Гиндин
–
как
инициатор
и
бессменный
участник
проекта
–
был
с
нами
всегда.
Пианист
Сергей
Кудряков
участвовал
в
самых
первых
выступлениях
«Квартета
роялей»,
которые
состоялись
в
Москве
в
2008
году.
Американец
Дэвид
Лайвли
принимал
участие
в
предыдущем
цикле
концертов
в
Турции.
Что
касается,
четвертого
пианиста,
то
Юрий
Фаворин
заменил
голландского
музыканта,
который
должен
был
первоначально
играть
с
нами
на
Бакинском
фестивале,
но
в
последний
момент
заболел.
Юрий
-
аспирант
Московской
консерватории,
очень
талантливый
молодой
музыкант.
Буквально
недавно
он
стал
лауреатом
конкурса
Королевы
Елизаветы
в
Брюсселе.
В
наш
«квартет»
он
вписался
великолепно.
Собственно
говоря,
Юра
приехал
на
фестиваль,
не
успев
предварительно
ознакомиться
с
партитурами
произведений.
На
месте
ему
азербайджанцы
напечатали
ноты
(причем
половину
страниц
вверх
ногами,
где
часть
вообще
не
пропечаталась)
и
он
умудрился
с
ходу
вписаться
в
игру.
Это
очень
большой
талант
и
я
надеюсь,
что
владимирцы
его
услышат,
потому
что
таких
музыкантов
хочется и стоит приглашать.
- Как вас принимала публика?
-
Великолепно.
Вообще,
мне
показалось,
что
состав,
который
играл
в
Баку,
был
самым
сильным
за
все
время
существования
нашего
проекта.
И
это
несмотря
на
то,
что
перед
выступлением
у
нас
была,
по
сути,
единственная
полноценная
репетиция.
И
то
ночью,
потому
что
днем
в
зале
шли
концерты.
Мы
начали
репетировать
в
8
вечера
и
закончили
в
2
часа
ночи.
А
на
следующее
утро,
непосредственно
в
день
концерта, успели провести лишь краткую репетицию.
- Удалось посмотреть других участников фестиваля?
-
К
сожалению,
нет.
Зато
удалось
посмотреть
город.
Впечатлений
масса.
На
мой
взгляд,
Баку
–
эдакая
смесь
Стамбула
и
Дубая.
Город
новый,
очевидно
правительство
вкладывает
заработанные
на
нефти
деньги
в
его
развитие.
Весь
центр
великолепно
отреставрирован.
Как
нам
сказали,
не
одно
старое
здание
не
снесено.
В
частности
филармония,
где
мы
играли,
представляет
собой
великолепно
отреставрированный
комплекс
с
летней
эстрадой.
Конечно,
в
Баку
хватает
и
новых
построек.
Но
современные здания не нарушают общей стилистики. Азербайджанцы вправе гордиться своей столицей.
- А были какие-либо курьезные случаи в ходе поездки?
-
Мы
все
отдали
должное
восточной
кухни.
Старались
находить
места,
где
подавали
именно
национальные
азербайджанские
блюда.
Но
наш
американский
коллега
решил
наведаться
еще
и
в
грузинский
ресторан
и…
переоценил
свои
возможности.
Мы,
в
плане
аппетита,
себе
ни
в
чем
не
отказывали,
заказали
много
всего
и
он
за
нами
просто
не
смог
угнаться.
Когда
принесли
очередной
шашлык,
у
него
сделалось
такое
вялое
выражение
лица,
что
официант
не
удержался
и
спросил:
«Этот
дядя
вообще
будет
что-нибудь
кушать?».
После
чего
мы
очень
долго
смеялись
и
еще
дольше
объясняли
Дэвиду
суть
вопроса
и
об
особенностях национального гостеприимства азербайджанцев и грузин...
Еще
запомнилось,
как
за
нами
бегал
пожилой
таксист
и
предлагал:
«Поехали,
покажу
дом
Ихтиандра»,
чем
очень
веселил
своих
более
молодых
коллег.
К
тому
моменту
мы
уже
нашли
улицу,
где
в
«Бриллиантовой
руке»
Никулин
«сломал»
себе
руку
и
смотреть
на
место
съемок
«Человека-амфибии»
уже
не
было
ни
сил,
ни желания.
-
«Квартет
роялей»,
как
проект,
существует
уже
три
года,
как
мне
кажется,
самое
время
подвести
некоторые итоги ...
-
Мысли
напрашиваются
такие:
наша
российская
фортепьянная
школа
–
самая
лучшая
в
мире.
Три
русских
пианиста
и
один
американец
–
это
был
наш
лучший
состав.
Полное
взаимопонимание,
творческая
ясность,
отсутствие
каких-либо
технических
проблем,
великолепная
музыкальная
выучка.
Я
бы
даже
предпочел,
чтобы
и
четвертый
пианист
был
наш
соотечественник
и
уже
рекомендовал
Александру
Гиндину
при
продолжении
проекта
в
Казани,
где
мы
дол
жны
выступить
в
следующем
году,
собрать
исключительно
российских музыкантов.
Беседовал Владимир МИХАЙЛОВ
1 октября 2010 г.
«ВИП новости 33»
Интервью Юрия Фаворина газете «Культура»
В
свои
23
года
Юрий
ФАВОРИН
-
лауреат
многих
российских
и
международных
конкурсов,
обладатель
премии
Дьёрдя
Циффры
(Вена),
аспирант
Московской
консерватории
по
классу
Михаила
Воскресенского.
В
мае
этого
года
Юрий
участвовал
в
Международном
конкурсе
имени
королевы
Елизаветы
в
Брюсселе
-
одном
из
престижнейших
музыкальных
состязаний
мира
-
и
вошел
в
славную
когорту
тех,
кто
в
свое
время
не
получил
первую
премию
этого
конкурса:
легендарный
Артуро
Бенедетти
Микеланджели
оказался
в
Брюсселе
седьмым,
Лазарь
Берман
-
пятым,
Яков
Флиер
-
третьим...
Юрий
стал
четвертым.
Недавно
Юрий
Фаворин вернулся в Москву, отыграв в Бельгии серию лауреатских концертов.
-
У
вас
довольно
большой
опыт
участия
в
конкурсах
в
России
и
за
рубежом.
Можете
сравнить
брюссельский конкурс с другими?
-
Конкурс
королевы
Елизаветы
считается
одним
из
главных
конкурсов
для
пианистов,
находится
в
центре
внимания
всего
музыкально-пианистического
истеблишмента,
так
что
потенциально
может
дать
значительно
больше,
чем,
наверное,
большинство
других.
А
дальше
все
зависит
от
конкретной
ситуации,
конкретных
взаимоотношений,
сложившихся
между
пианистом,
публикой,
агентами,
жюри...
Вообще,
конкурс
очень
длинный,
что
само
по
себе
сложно,
поскольку
требует
полного
выключения
из
привычной
обстановки...
-
На
конкурсе
было
много
пианистов
из
Азии,
в
особенности
корейцев,
пятеро
из
которых
прошли
в
финал. Что думаете о феномене азиатских музыкантов?
-
Пианисты
из
Азии
внимательнее
в
целом
к
сонорике,
к
локальной
интонировке,
но
она
у
них
часто
не
функциональна,
оторвана
от
решения
других
музыкальных
задач.
Можно
назвать
конкретных
авторов
и
сочинения,
в
которых
такой
подход
отлично
срабатывает,
и
другие,
в
которых
он
представляется
малоприемлемым...
Однако
проводить
классификацию
музыкантов
по
"культурно-цивилизационному"
принципу
можно
уже,
мне
кажется,
лишь
с
большой
натяжкой
-
взаимопроникновение
восточных
и
западных эстетических установок слишком велико.
- Как бы вы охарактеризовали особенности своего исполнительства?
-
Мне
сложно
судить
-
со
стороны
общее
во
всей
моей
работе
понять,
наверное,
легче...
Я
к
каждому
произведению
стараюсь
найти
особый
подход.
И
вижу
свои
музыкальные
задачи
в
том,
чтобы
исполнение
было
в
высокой,
действительно
высокой,
степени
продиктовано
структурой
текста.
Это
не
означает
просто
педантичного
выполнения
всех
авторских
указаний.
Мне
интересно
понять
произведение
в
целом
и
роль
в
этом целом каждого элемента. Мне важна, грубо говоря, связь всего со всем в рамках одного сочинения...
- Для вас музыка - это в большей степени чувство или структура?..
-
Чувство,
которое
вызывает
структура
(смеется).
Вообще,
чувства
сами
по
себе
в
музыке
никак
не
выписаны
-
чувства
присущи
человеку.
Есть
авторы,
которые
в
наибольшей
степени
отвечают
моему
мироощущению,
и
другие,
в
которых
есть
лишь
какие-то
элементы
этого,
какие-то
зерна,
которые
я,
собственно, и стараюсь взращивать.
- Какие авторы отвечают вашему мироощущению?
-
Для
большой
части
публики
это
авторы
довольно
маргинальные.
Например,
Мясковский
и
Клементи.
А
еще
поздний
Лист.
И
Малер.
Это
те
авторы,
которых
я
слушаю
и
играю
очень-очень
часто,
-
либо
не
слушаю и не играю совсем.
-
Вы
часто
включаете
в
свои
концертные
и
даже
конкурсные
программы
сочинения
современных
композиторов.
На
счету
уже
несколько
российских
премьер
произведений
Бартока,
Булеза,
Дюфура...
Чем
привлекает современная музыка? Как отличаете в ней настоящее от ерунды?
-
Я
вообще
не
ставлю
себе
задачи
проводить
такое
различие,
а
просто
становлюсь
на
позицию
ученика
и
пытаюсь
найти
в
любой
музыке
все,
что
в
ней
есть,
все,
что
можно
там
найти.
А
потом,
исходя
из
этого,
получается,
что
что-то
меня
интересует
больше,
а
что-то
-
меньше.
Отделение
настоящего
от
ерунды,
скажем,
в
романтической
музыке
ничуть
не
более
надежно,
чем
в
современной.
Индивидуальные
ориентиры
и
системы
координат
появляются
с
опытом
-
в
том
числе
с
опытом
отказа,
неприятия
какой-
либо музыки, но опыт этот, как и системы координат, никогда не универсальны.
-
Несколько
слов
о
своем
конкурсном
репертуаре:
кто
его
выбирал,
какими
соображениями
руководствовался?
-
Репертуар
мы
выбирали
вместе
с
моим
профессором
-
Михаилом
Сергеевичем
Воскресенским.
Репертуарный
регламент
конкурса
такой,
что
очень
трудно
включить
в
программу
по-настоящему
крупное
сочинение.
Но
так
или
иначе
был
найден
какой-то
компромиссный
вариант
специально
для
конкурса:
некоторое
количество
виртуозных
сочинений,
некоторое
количество
современных,
а
также
работы,
которые
я просто очень люблю, - соната Клементи, соната Шуберта...
-
Это
был
действительно
удачный
выбор!
Комментируя
ваше
выступление
в
полуфинале
с
лирико
созерцательным
Шубертом,
виртуознейшим
Листом
и
ультрасовременным
Букуречлиевым,
корреспондент
"L'avenir"
назвал
вас
"Месье
100
000
нот"!..
Бельгийская
газета
"De
Standaard"
писала
о
вашем
выступлении
в
финале
с
сонатой
"Хаммерклавир"
Бетховена
и
Первым
концертом
Листа
как
о
блестящем
примере
"интеллектуальности,
точности
и
зрелости".
А
вы
следили
за
отзывами
в
прессе?
-
По-разному...
Был
один
частный
отзыв,
который
особенно
ценен
тем,
что
свободен
от
формально
обязательной
ситуации
публичного
рецензирования:
по
окончании
конкурса
мне
передали
письмо
от
Евгения
Гедеоновича
Могилевского.
Он
написал,
что
самым
большим
впечатлением
минувшего
конкурса
было для него мое исполнение «Хаммерклавирa»...
-
Замечательный
отзыв
замечательного
пианиста!..
А
что
больше
всего
поразило
в
музыкальной
жизни
Бельгии?..
-
Высокая
вовлеченность
людей
в
культуру.
Ланч
в
кафе
под
«Музыку
для
струнных,
ударных
и
челесты»
Бартока
-
это
не
экзотика!..
И
королевская
семья,
кстати,
всегда
активно
участвовала
и
участвует
в
культурной жизни.
- Есть ощущение, что публика в Брюсселе другая, чем, например, в Москве?
-
Мне
трудно
оценить
бельгийскую
публику
в
целом...
Это
топовый
конкурс,
и
для
бельгийцев,
как
мне
сказали,
-
национальное
событие,
которое
воспринимается
совершенно
иначе,
чем,
к
примеру,
у
нас
-
Конкурс
Чайковского.
У
них
даже
люди,
далекие
от
музыки,
так
или
иначе
наблюдают
за
ходом
конкурса,
смотрят трансляции, потом узнают на улицах, просят автографы...
-
Четвертая
премия
на
таком
сложном
и,
наверное,
самом
престижном
в
мире
конкурсе
-
это
очень
высокий результат! Ощущаете себя победителем?
- Победителем конкурса?..
- Вообще победителем. Есть такое чувство?
-
Победителем
я
себя
не
ощущаю,
потому
что
это
мне
не
очень
приятно,
а
в
от
чувство
удовлетворения...
да, такое чувство есть.
Беседовала Нина ЯКОВЛЕВСКАЯ
Фото Екатерины ФРАНК
Газета «Культура» № 29 (7742) 5-12 августа 2010 г.